Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Кол-во строк:
Заголовок
Древнейшие корни культуры восточных славян. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси. Влияние принятия христианства на русскую культуру.
Устное народное творчество и его жанры. Отражение в нем древней мифологии, исторических событий, быта и нравов русского народа.
Письменность, искусство книги, грамотность, образование, естественно-научные знания в Древней Руси (IX-XIII веков) и русских землях и княжествах  XIV-XV веков.
Литература Древней Руси (IX-XIII веков)
Литература русских земель и княжеств XIV-XV веков.
Письменность, искусство книги, книгопечатание, грамотность, образование, естественнонаучные знания в Российском государстве XVI-XVII веков.
Литература, публицистика, общественная мысль и исторические идеи русских книжников XVI века.
Развитие русской литературы, публицистики, общественной мысли и исторических знаний в XVII веке.
Народное деревянное зодчество. Жилые, хозяйственные, крепостные и культовые постройки.
Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
Каменная архитектура Древней Руси (XI-XIII веков). Особенности местных архитектурных школ. Архитектура Новгорода и Пскова XII-XIII веков. Белокаменное зодчество Владимиро-суздальской земли.
Условия и особенности развития русского зодчества XIV-XV веков. Расцвет архитектуры Новгорода XIV – начала XV веков. Зодчество Пскова XIV-XVI веков. Раннемосковская архитектурная школа XIV – первой половины XV веков.
Синтез достижений архитектурных школ русских земель. Создание ансамбля Московского Кремля. Крестово-купольные, бесстолпные и шатровые сооружения культового зодчества конца XV-XVI веков.
Новое в русской архитектуре XVII века. Ее особенности и направления.
Религиозно-философские и художественные принципы древнерусской живописи. Основные музейные собрания.
Живописное искусство в культуре Руси. Техника монументальной и станковой живописи. Мозаики и фрески Древней Руси XI-XIII веков. Византийские и русские традиции в иконописи XI-XIII веков.
Древнерусская живопись в XIV-XV веках. Иконостас и его чины.
Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI веке.
Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
Музыка и театр в средневековой Руси.
Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII веков и русских земель XIV-XV веков. Приемы работы русских ювелиров. Художественная обработка цветных и черных металлов, дерева, камня, кости. Лицевое шитье.
Декоративно-прикладное искусство в Российском государстве конца XV-XVII веков. Резьба по дереву. Глиптика. Лицевое и орнаментального шитье. Одежда и утварь. Государственные регалии. Предметы княжеского и царского быта. Парадное оружие. Художественная обра
Понятие «новой» культуры. Особенности русской культуры нового времени
Возникновение и развитие науки в XVIII веке. Историческая мысль.
Образование и воспитание в XVIII веке.
Книжное дело и печать в XVIII веке.
Общественно-политическая мысль в XVIII веке.
Литература XVIII века.
Театр в XVIII веке.
Музыка в XVIII веке.
Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
Живописное искусство и графика в 30-50 гг. XVIII века. Живописная команда канцелярии от строений. Мозаика (М.В.Ломоносов и его мастерская).
Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов.
Бытовой жанр, пейзаж, графика во второй половине XVIII века.
 Портретная живопись во второй половине XVIII века: Ф.С.Рокотов.
Портретная живопись во второй половине XVIII века:  Д.Г.Левицкий.
Портретная живопись во второй половине XVIII века: В.Л.Боровиковский.
Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
Архитектура русского классицизма: причины перехода от барокко к новому стилю, основные принципы классицизма в архитектуре и его периодизация. Ранний классицизм.
Архитектура строгого классицизма в России.
Русская усадьба XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Петербурга и Москвы.
Скульптура и декоративно-прикладное искусство барокко
Скульптура русского классицизма второй половины XVIII века.
Декоративно-прикладное искусство в интерьерах классицизма.
Ювелирное дело и другие художественные ремесла эпохи классицизма в России второй половины XVIII века.
Особенности русской культуры первой половины XIX века
Наука, образование, книжное дело и периодика первой половины XIX века
Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века
Музыка и театр первой половины XIX века
Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века
Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве
Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции
Архитектура середины XIX века: переход к эклектике в Петербурге, Москве, провинциальных городах
Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и их современники
Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта: С.Ф.Щедрин, И.К.Айвазовский и другие пейзажисты, А.Г.Венецианов и «венецианцы», И.Ф.Хруцкий
Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. П.А.Федотов и становление критического реализма в русском искусстве
Скульптура высокого классицизма первой половины XIX века
Декоративно-прикладное искусство в России первой половины XIX века
Особенности русской культуры второй половины XIX века
Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография второй половины XIX века
Общественно-политическая мысль и литература второй половины XIX века
Театр и музыка второй половины XIX века
Архитектура второй половины XIX века. Смешение «исторических» стилей. «Русский» (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики
Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание.
Родоначальники передвижничества: В.Г.Перов и И.Н.Крамской
Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, В.И.Суриков
Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории: К.Флавицкий, Г.Семирадский, В.Смирнов, С.Бакалович
Бытовой жанр в живописи передвижников и его ведущие мастера: Г.Г.Мясоедов, В.М.Максимов, Н.А.Ярошенко, В.Е. и К.Е. Маковские, К.А.Савицкий
Пейзаж в живописи передвижников: А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан
Достижение в живописных произведениях И.Е.Репина вершин русского реализма
Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М.Васнецова. Обращение к русскому фольклору и церковному искусству
Скульптура середины и второй половины XIX века
Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы во второй половины XIX века
Особенности культуры рубежа XIX-XX веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения.
Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков.
Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
Архитектура в конце XIX - начале XX веков.
Живопись мастеров московской школы рубежа XIX-XX веков: А.Е.Архипов, А.С.Степанов, С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, Л.О.Пастернак, Н.П.Богданов-Белький.
Творчество А.П.Рябушкина.
М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
Импрессионизм и декоративность в творчестве К.А.Коровина.
В.А.Серов в поиске новых путей живописи.
М.А.Врубель – родоначальник символизма в русском искусстве.
«Мир искусства»: этапы и характер деятельности. Станковое и театрально-декоративное искусство, журнальная графика и литературная иллюстрация. А.А.Бенуа – лидер художественного объединения. «Старшее» поколение организаторов «Мир искусства» рубежа 1890-х –
Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг.: Н.К.Рерих и Б.М.Кустодиев. Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства». З.С.Серебрякова. В.Я.Шухаев и А.Е.Яковлев. Б.Д.Григорьев.
Творчество И.Э.Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».
«Вторая волна символизма» в русской живописи. В.Э.Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы».
Творчество К.С.Петрова-Водкина.
Художественное объединение «Бубновый валет»: П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк, А.В.Куприн, В.В.Рождественский. Активный деятель русского авангарда Д.Д.Бурлюк.
Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова.
Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х гг. Движение К.С.Малевича к беспредметности в искусстве. Его сподвижники и последователи И.В.Клюн и И.А.Пуни.
В.Е.Татлин – один из вожаков русского авангарда.
«Амазонки» русского авангарда: Л.С.Попова, О.В.Розанова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер.
Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В.Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.
Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З.Шагала. Своеобразие живописи П.Н.Филонова.
Декоративно-прикладное искусство в конце XIX - начале XX веков.
Скульптура в конце XIX - начале XX веков
x