Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Потребности

 

Одной из главных целей общественного производства являет­ся производство потребительных стоимостей с целью максималь­ного удовлетворения потребностей граждан. В экономической литературе потребность определяется, с одной стороны, как необ­ходимость или нужда в чем-либо, без чего невозможны естествен­ная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества, с другой — как естественная реакция человека на раз­дражитель — ощущение недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Потребность как воспроизводственная необходимость отража­ет отношение человека к природным и особенно общественным условиям его существования. Потребности определяются функцио­нированием системы (человека, общественной группы, класса, об­щества), причем воздействия, в результате которых формируются потребности, поступают как извне, так и изнутри системы.

Процесс формирования и видоизменения социально-культурных потреб­ностей обусловлен рядом социально-психологических факторов, основными из которых являются:

—               демографические (в первую очередь половозрастные) осо­бенности групп и индивидов;

—                национальные традиции;

—               идеологические и религиозные воззрения;

—               среда воспитания и обитания;

—                общий культурный и образовательный уровень;

—               достижения научно-технического прогресса.

Данные факторы по-разному и в различной степени влияют на формирование и направленность культурных потребностей различ­ных групп людей. Объем и структура потребностей, а также спосо­бы их удовлетворения складываются исторически и в значитель­ной степени определяются достигнутым уровнем развития челове­ческой культуры (в широком понимании этого слова).

В то же время человеческая культура, культурный уровень на­селения страны, отдельных социальных групп и конкретного ин­дивида определяются уровнем и разнообразием их духовных по­требностей.

В настоящее время немаловажную роль в этом процессе игра­ет наличие информации. Информация о развитии общества и куль­туры в экономически развитых странах вызывает интерес к опре­деленному образу жизни и обусловливает, в частности, появление у населения (в первую очередь — молодежи) потребности в про­дуктах массовой культуры.

Исследование экономического аспекта потребностей пред­полагает использование такого понятийного аппарата, который как можно точнее отражал бы реальные процессы формирова­ния и удовлетворения культурных потребностей, их связь с эко­номической системой общества. Прежде всего принято разли­чать понятия субъекта потребностей и предмета потребления (потребности).

Субъектом  потребности может быть конкретный человек, семья, социальная группа, общество в целом. С эконо­мической точки зрения к предметам потребления в пределах культурной сферы относятся потребительные стоимости – материальные (материальные продукты) и нематериальные (услуги). При этом следует помнить, что под понятием «потребности» нельзя подразумевать товары или услуги. Товары и услуги – это не потребности, а предметы, удовлетворяющие потребности.

 

x