Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Проблемы формирования системы и механизма социальной защиты в рыночных условиях

В числе серьезных задач, требующих первоочередного решения, особое значение приобретают вопросы обоснования принципов и методов социальной защиты и, в частности: трудоустройства высвобождаемых работников на имеющиеся в организациях угольной и других отраслях промышленности вакансии; создания новых профильных и непрофильных рабочих мест с переквалификацией шахтеров; выхода на пенсию работников, имеющих на нее право; гарантия компенсации вреда здоровью и работоспособности работникам; выплаты различных пособий и компенсаций на период трудоустройства; компенсация расходов на вынужденное переселение и приобретение жилья по новому месту жительства.

В условиях ограниченного выделения средств государственной поддержки и недостаточности собственных финансовых возможностей угледобывающих предприятий (вследствие низкого технического уровня производства и высокой себестоимости продукции) решение этих задач требует, прежде всего, рационального использования имеющихся на эти цели средств и изыскания внутрипроизводственных резервов повышения эффективности социальной защиты. При этом должен осуществляться комплексный подход к формированию средств, учету и контролю затрат исходя из технико-экономических, организационных, социальных и других факторов, рассматриваемых в их взаимодействии и взаимосвязи.

Разработка принципов и методических положений по организации социальной защиты работников на предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями реструктуризации и рыночных отношений, а с другой - повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях.

Критериями социальной защиты являются социальные нормати­вы, на которые должны быть ориентированы гарантийные и компен­сационные выплаты пособия; определение минимальных границ удовлетворения индивидуальных потребностей; минимальный уро­вень доходов на одного человека или на члена семьи.

Социально-экономические нормативы в системе социальной за­шиты должны:

•          служить ориентиром для текущего планирования, определя­ющего минимальные границы удовлетворения важнейших по­требностей и минимальные уровни доходов;

•     быть эталоном целевой установки для обоснования кратко­срочного прогнозирования социальных процессов;

•     служить критериями оценки фактического состояния со­циальной сферы, эффективности мер в области социального развития.

Важнейшую роль в установлении и эффективном функциони­ровании системы социальной защиты играют механизм регулиро­вания социальных гарантий и принципы его формирования на раз­личных уровнях управления — государственном, муниципальном и на уровне предприятия. Роль предприятий, основанных на различ­ных организационно-правовых формах собственности, в решении социальных вопросов (при рыночных отношениях в экономике) возрастает.

Правовое обеспечение социальных программ и программ соци­альной защиты населения законодательно закреплено Конституци­ей Российской Федерации, Кодексом законов о труде (ТК РФ), пенсионным законодательством, нормативными документами, ре­гламентирующими механизм индексации доходов населения.

Источниками финансового обеспечения социальных программ являются федеральный бюджет, местные бюджеты, средства пред­приятий и организаций, средства населения (в виде налогов и це­левых взносов).

На предприятиях для целей социальной защиты работников со­здаются специальные социальные фонды, право, распоряжаться ко­торыми имеет коллектив.

Целевой ха­рактер социальной политики непосредственно на предприятии, ее ориентация на нужды конкретного коллектива создают дополнитель­ные возможности для закрепления кадров и повышения их трудовой активности.

Социальная защита- политика государства, направлен­ная на обеспечение социальных, экономических, полити­ческих и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения — это си­стема мер правового, социально-экономического и органи­зационного характера, гарантированная и реализуемая го­сударством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандар­тов современного развития общества и доступа к ценнос­тям культуры.

Как экономическая категория «социальная защита» представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания этих категорий граждан.

В этом смысле «социальное обеспечение» включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения. Это забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.

«Социальная защита» как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

С учетом изложенного «социальное обеспечение» можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и условиях, установленных в законе.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты выступают:

1.      Социальное страхование (государственное и негосударственное):

·         пенсионное обеспечение;

·         обязательное медицинское страхование;

·         выплата пособий по государственному социальному страхованию в случае безработицы.

2.      Национальная система социального обеспечения, фиксируемая в основном за счет налогов;

·         система производственного обеспечения (единые пособия от предприятия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к пенсиям по возрасту и инвалидности, по уходу за ребенком и др. за счет текущих доходов предприятия)

3.      Системы муниципального социального обеспечения в виде дополнительных выплат и компенсаций - льготы по жилью, коммунальным услугам, медицинскому обслуживанию

x