Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Обязательное социальное страхование

 Обязатель­ное социальное страхованиечасть государственной системы социальной за­щиты населения. Федеральный закон «Об основах обязательного социально­го страхования» (1999) определяет правовые, экономические и организацион­ные меры, направленные на компенса­цию или минимизацию последствий из­менения материального и (или) социаль­ного положения работающих граждан, а также иных категорий граждан и слу­чаях: признания их безработными, тру­дового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курорт­ного лечения, наступления старости и иных законодательно установленных со­циальных страховых рисков,

Под обязательным социальным стра­хованием понимается также область со­циальной защиты, управляемая Фондом социального страхования РФ (ФСС) и финансируемая за счёт его бюджета.

Страхование Фондом социального страхования РФ осуществляется в отно­шении следующих социальных случаев: временной нетрудоспособности; каранти­на; протезирования по медицинским по­казаниям; ухода за больным членом се­мьи; реабилитации после стационарного лечения, производственных травм и про­фессиональных заболеваний; беремен­ности и родов; рождения ребёнка; усы­новления/удочерения ребёнка; ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; ухода за ребенком-инвалидом; смерти застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи.

Основной вид обеспечения по обязательно­му социальному страхованию - пособия. Центральное место в системе пособий, выплачиваемых за счёт средств соци­ального страхования, занимают пособия по временной нетрудоспособности - бо­лее 50% расходов ФСС.

 ФСС также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспо­собности и профессиональных заболе­ваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стацио­нарного лечения в соответствии с переч­нем заболеваний; постановку па меди­цинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников и детских летних оз­доровительных лагерях; начальную фи­зическую подготовку детей и детско-юношеских спортивных школах.

За счёт средств федерального бюдже­та ФСС финансирует отдельные посо­бия и иные обязательства государства: приобретение и выдачу путёвок на сана­торно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны; участни­кам ликвидации последствий радиаци­онных катастроф.

Дифференциация возможностей в сис­теме социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.

Элементы первой системы (общее со­циальное страхование) - единые для всех работающих и достаточно чётко оп­ределённые социальные гарантии: вы­плата пособий в случаях временной не­трудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оператив­ного вмешательства. Реализуются в сис­теме обязательного социального страхо­вания.

Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного стра­хования) - оплата профилактики забо­леваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связан­ных с только что перенесенным заболе­ванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страхо­вых выплат на предприятии, где рабо­тает застрахованный.

2) государственное социальное обеспечение, осуществля­емое за счет бюджетных средств;

Независимо от источника денежных средств, государ­ственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2)  натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов – слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением.

Сохраняется высокий уровень бедности – около 25% общей численности населения, основной группой здесь остаются семьи с детьми -  около 60% всех бедных семей. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности.  Острая проблема – увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ подростками. В 2002 г. К уголовной ответственности за наркопреступления привлечено свыше 5,5 тыс несовершеннолетних. Численность инвалидов составила в начале 21 века более 10 млн человек. К сожалению для них не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей, связанных с инвалидностью, что приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер деятельности и изоляции от общества. Работу имеют 14,8% инвалидов трудоспособного возраста.

Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в различных видах помощи  около 5 млн граждан старших возрастов, из них 1,5 млн – в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс чел – в социально-медицинских услугах на дому. Создана и действует сеть из более 12 тыс учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа – дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихологические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат. Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в других формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. С конца 90-х гг формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. ЕЕ элементы: система прямой государственной поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.

Решение проблем детства обеспечивается федеральными целевыми программами, например, программа «Дети России» включает ряд подпрограмм: профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; дети-инвалиды; дети-сироты и т.д. Федеральные целевые программы действуют и в области социальной защиты пожилых – «Старшее поколение», инвалидов – «Социальная поддержка инвалидов».

Немалым потенциалом обладает дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. К сожалению, в России этот сектор составляет около 70 тыс общественных объединений, тогда как в США – 1,2 млн. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение государственных и частных средств дает мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.

3) государственная социальная помощь малоимущим гражданам, источником которой являются средства феде­рального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов или дополнитель­ных источников в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации.

Одно из ключевых условий социальной стабильности общества – эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Система социальной поддержки малоимущих связана с решением двух проблем:

= преобразованием системы государственных льгот и выплат, что основано на следующих принципах:

·                  сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счет собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;

·                  отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника, отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат;

·                  на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством (ветераны, инвалиды ВОВ, а также инвалидам);

·                  остальным льготным категориям населения социальные льготы переводятся в одну из форм социальной помощи и предоставляются строго адресно на основе реально учитываемых критериев – величины среднедушевого дохода с учетом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и т.п.

Главным в механизме предоставления помощи малоимущим семьям является создание условий, стимулирующих трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в ее преодолении.

 

x