Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Печатные СМИ в структуре современного рынка информации

Выделяют пять основных качественных факторов отличающих печатные СМИ на информационном рынке[33].

Фактор содержания определяет соответствие публикуемых информационных материалов информационным потребностям читателя, а также его текущим тематическим интересам. Информационные потребности обусловлены в первую очередь характером и содержанием деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. От таких социально-психологических факторов, как популярность, актуальность, престижность определенных тем, лиц, событий, зависят тематические интересы.[34]

В январе 2001 года РОМИР провел телефонный опрос 1500 жителей 10 российских городов, посвященный отношению россиян к различным аспектам взаимодействия с печатными СМИ. Как показали результаты опроса, 36% респондентов читают в газетах и журналах все материалы. Остальные предпочитают выбирать только то, что их интересует. Наиболее популярными рубриками в печатных СМИ для россиян являются, прежде всего, криминальная хроника и происшествия (71% опрошенных), события внутри страны (67%), программа телепередач (65%).[35]

Общенациональные издания учитывают интересы местных читателей, используя зонирование, т.е. выпуск региональных вкладок.

Важным представляется опыт бразильской газеты «O Globo», чьи инновации в сфере формирования содержания издания признаны во всем мире[36]. Сотрудники провели сегментацию своей читательской аудитории по возрасту, полу, уровню дохода, образованию и месту проживания. На основе этих критериев читателей пригласили принять участие в ежедневных опросах, в ходе которых они делились своим мнением о материалах газеты. В настоящее время проводится работа с 5000 человек. Помимо этого в редакции был создан отдел обратной связи с читателями, сотрудники которого работают с входящими телефонными звонками читателей. Полученные данные обрабатываются и являются источником ценной маркетинговой информации, которая используется для корректировки содержания газеты в соответствии с читательскими потребностями и интересами. Эти меры привели к следующему результату — тираж «O Globo» вырос на 38 000 экземпляров для будничных выпусков и на 40 000 экземпляров для воскресных.

Таким образом, читательская аудитория не является пассивным объектом воздействия СМИ. Наоборот, учет ее информационных потребностей и тематических интересов является значимым фактором маркетинговой политики изданий.

x