Досуг как сфера образования, воспитания личности
Досуг воспринимается как: 1) Сфера образования и воспитания личностной и социальной культуры, формирования личностных и гражданских качеств. 2) Условие расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями. 3) Возможность знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием культуры каждого народа.
Основу составляет многофункциональное использование культурного комплекса, как средства рекреации и отдыха людей.
Культурный комплекс представляет собой совокупность объектов материальной и духовной культуры.
В культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы составляют единство с окружающим его ландшафтом.
Свои особенности имеет традиционная сельская досуговая культура и СКД городских жителей. На селе культура досуга формировалась под влиянием труда, зависящего от природных ритмов и смены времен года.
Перерывы в труде были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой.
В городе, городской досуг мало связан с природными ритмами, в большей степени зависит от организации производства транспорта, быта.
Сегодня, когда СМИ и др. городские ценности проникли в село, различия досуговых потребностей у жителей села и города исчезают.
Методом реализации образовательных технологий СКС выступают: музеи, заповедники, театры, монастырские комплексы, библиотеки и т.п.
Сферы досуга разделяются на несколько групп: самообразование, культура и общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых. Поиск разнообразия относится к важной характеристике досуга. Досуг необходимо соотносить с особенностями образа жизни ориентациями различных социальных групп.
Факторами, влияющими на выбор досуговых форм являются: 1) Материальная обеспеченность. 2) Культурные различия. 3) Исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп. 4) Местные условия. 5) состояние здоровья. 6) Семейное положение.
Для досуга как СК категории характерно динамическое развитие пр-в (процессов), охватывающие различные слои населения, культурное пространство.
К этим процессам относится: 1) Непрерывная дифференциация в сфере свободного времени по интересам. 2) Рост досуговой квалификации. 3) Инновационный подход к организации досуга и досуговой деятельности, внедрение современных педагогических и образовательных технологий.
Сегодня актуальной проблемой является наполнение досуга образовательным содержанием. Необходимо привлекать широкое общественное внимание к СКД как к эффективному средству получения дополнительных знаний во внешкольное время. Активно участвовать в выборе тех или иных форм образования в сфере досуговой деятельности. Однако социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуга, помимо своих узко-рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном преобразовании страны, творческой самореализации личности.