Направления дальнейших преобразований
Задачи реформирования жилищного хозяйства на перспективу до 2010 г. были определены в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", одобренных Правительством РФ в июне 2000 г. В качестве ключевых направлений дальнейших преобразований в жилищном хозяйстве можно выделить следующие.
1. Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг их потребителями и ликвидации бюджетного финансирования организаций, предоставляющих эти услуги.
2. Перевод бюджетного финансирования организаций жилищного хозяйства в субсидии гражданам. В увязке с унеличепием доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг бюджетныс ассигнования должны перераспределяться в пользу адресной поддержки семей в зависимости от уровня их дохода.
3. Повышение эффективности программ субсидирования приобретения гражданами жилья. Это предполагает применение единых принципов предоставления жилищных субсидий, четкую увязку их размеров с уровнем семейного дохода, обеспечение прозрачности раепределения средств в рамках программ жилищного субсидирования.
4. Развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Государство с помощью мер макроэкономического и налогового регулирования будет добиваться формирования экономических условий, стимулирующих кредиторов и заемщиков участвовать в жилищном кредитовании.
5. Стимулирование создания товариществ собственников жилья, которые рассматриваются в качестве действенного института прав индивидуальных собственников на участие в вопросах управления комплексами недвижимости и развития рыночных отношении и жилищном хозяйстве. Для решения этой задачи будут осуществляться передача в общую долевую собственность домовладельцев и многоквартирных жилых домах мест общего использования и прилегающих земельных участков и предоставление в распоряжение токариществ всех бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование содержания соответствующего жилищного фонда.
6. Создание условий для развития конкуренции организации, предоставляющих услуги по управлению жилищным фондом, и конкуренции поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг. В качестве внедряемой государствомсхемы организации обслуживания жилищного фонда избрана такая, в которой собственник жилья, в том числе муниципалитеты, или их объединения (товарищества собственники жилья) выбирают управляющую компанию, которая берет на себя обязанности организовать обслуживание жилищного фонда. Управляющая компания в свою очередь выступает в роли покупателя жилищно-эксплуатационных услуг у специализирующихся на их предоставлении организаций либо самостоятельно обслуживается жилой фонд.
Задачей государственной политики является содействие становлению муниципальных управляющих компаний и развитию конкурепции между ними, а также развитию конкуренции организаций поставщиков жилищно-эксплуатационных услуг.