Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Особенности культурно-досуговых интересов и занятий эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения - это единый культурный фено­мен, несмотря на то что ее историческое время в разных стра­нах измеряется разными датами.

Эпоху Возрождения принято подразделять на прото­ренессанс, то есть предвестие Ренессанса (XIII - неполный XIV в.), раннее Возрождение (конец XIV - почти весь XV в.), Высокое Возрождение (от 1490-х гг. до первой трети XVI в.) и позднее Возрождение (вторая половина XVI и часть XVII в).

В эпоху Возрождения театр в разных регионах Европы проходит различные этапы художественной эволюции. Так, во Франции театральные зрелища до первых десятилетий XVII в. сохраняют структуру игр и спектаклей Средневековья, а в Ни­дерландах и в Германии площадные, церковные и «школьные» спектакли средневекового типа превалируют на всем протяже­нии XVII в.

Термин Возрождение — был введен в XVI в. итальянским художником и историком искусства Джорджо Вазари. Однако общепринятым стал французский вариант сло­ва - Ренессанс (гепа15$апсе). Понятие «возрождение» — это не единственный, но главный ключ к феномену эпохи, ибо задачей ее титанов аало возрождение античного гуманизма. До того как привился термин Вазари, деятели эпохи и называли себя гумани­стами. Это тоже ключевой термин, так как во главу угла ставились человеческие ценности, взращенные греко-римской античностью и трактовавшиеся с современных позиций универсальными дея­телями — титанами Возрождения. Это было открытие в человеке его безмерных творческих сил, его природного, земного благород­ства, всеохватности его разума, несокрушимости его воли, тон­кости и глубины его чувств, его духовной и физической красоты.

Словосочетание «lа сommedia dell`artе» в точном переводе означает «профессиональный театр», в историческом смысле — театр профессиональных актеров. Самым крупным предтечей актерского театра был поэт и драматург Анджело Беолько (1502-1542), он же — крупнейший из тогдашних актеров, создатель характера-типа Рудзанте.

    Комедия дель арте обладает тремя главными особен­ностями: 1, сценарий вместо пьесы; 2. импровизация как важ­нейший элемент в искусстве актера; 3. маски, указывающие на основной принцип комедии дель арте.

   Маски. Актеры комедии дель арте могут играть как в обстановке богато декорированной сцены, используя все ее преимущества, так и посреди площади — в плотном кольце зри­телей. Могут выступать соло, дуэтом, в ансамбле, в составе лю­бой гастрольной или иноязычной труппы. Потому что у актера комедии дель арте есть свои аксесуары, атрибуты и приемы, своя особая техника, владение которой и делает актера про­фессионалом. Одно из базовых умений актера комедии дель арте - маскотворчество и умение обращаться с маской.

Искусство комедии дель арте связано с карнавалом, который уходит корнями в языческие времена. Карнавальное ряжение и маски карнавала — один из основных источников масок комедии дель арте. Маска, как фиксированный образ, имеет свою структу­ру, набор признаков. Но конкретная маска-тип, действующая на сцене, живет талантом, мастерством, выдумкой и удачей каж­дого актера. Типология и иерархия масок прояснилась к XVII в. Несмотря на бесчисленное множество вариантов, все маски можно подразделить на три группы. Это молодые любовники (Аморози) - лирические или лирико-комедийные персонажи. Затем старики — возрастные комические персонажи, и дзан­ни— буффонные персонажи без ограничений в возрасте.

     Импровизация. Второе фундаментальное свойство ко­медии дель арте — сценическая импровизация речи и поведе­ния актера на подмостках. Импровизация реплик, монологов, реприз, любого текста, произносимого по ходу игры, не озна­чает существования вне литературной драматургии, тем более ее отрицания или принципиального нежелания (невозмож­ности) выучить текст.

Основные виды маски. Все актеры, чьи персонажи носят маску на лице, встречаются с необходимостью особых трени­ровок. «Настоящие» маски для комедии дель арте делаются только из кожи и только вручную. Были и есть большие мастера изготовления масок (в XX в. семья Сартори). Маска обязательно должна быть сделана по индивидуальной мерке и с тщательной подгонкой. Бывает, что актеры сами любят и умеют делать свои маски. Маска — лицо персонажа, и она должна стать второй ко­жей актера. В терминологии актеров комедии дель арте «надеть маску» звучит как «салаге ипа тазспега» — са1гаге значит «обу­вать», са1га — «чулок». Это значит, что маска должна упруго облегать лицо. Если актер плохо справляется с неподогнанной маской, говорят: «у него на лице башмак».

При игре с маской используется также техника «остранения», когда актер намеренно разрушает иллюзию маски-лица и строит игру на демонстрации ее «неестественности». Можно также просто-напросто снимать маску, дразня этим либо парт­нера, либо публику или предуготовляя трансформацию, чтобы персонаж переоделся «до неузнаваемости», но кто-то нужный оставался в курсе метаморфозы.

 

x