Известные культурологи

       

 Элиас Канетти

   

 Андре Мальро

Формы обслуживания в сфере оказания услуг

Под формой обслуживания подразумевается определенная система организации оказания услуг.  Прогрессивность форм обслуживания характеризуется сокращением времени оказания услуг, а также созданием наибольших удобств для потребителя.  Одна из наиболее традиционных и широко распространенных форм обслуживания предлагает прием и выдачу заказа непосредственно на предприятии по месту производства и использования услуг (ателье, мастерские) Под выездной формой обслуживания  понимается такой способ доведения услуг до потребителя, при котором работники максимально приближаются к заказчикам и оказывают услуги непосредственно по месту жительства или работы.

 

Обслуживание по месту работы предполагает создание на территории промышленных предприятий комплексных подразделений или специализированных подразделений сферы услуг с функциями приема и выдачи заказов на услуги, выполнение срочных работ в присутствии заказчика. Значительной экономии времени можно добиться путем введения бесконтактного метода обслуживания, основанного на взаимном доверии заказчика и исполнителя,  например, при проявлении пленок. Принципиальной особенностью этого метода является обязательное наличие элемента самообслуживания со стороны заказчика.

 

Самообслуживание – эта форма обслуживания, которая позволяет населению удовлетворять свои потребности в бытовых услугах собственными силами. Так, на фабриках-химчистках и в прачечных за определенную плату клиенты получают в пользование машины для самообслуживания по стирке белья или чистки одежды.  Абонементное обслуживание дает право потребителю на внеочередное получение услуги. Абонементное обслуживание широко распространено на предприятиях оздоровительного характера (бассейнах, фитнес-клубах, спортивных секциях) и развлекательно-познавательного характера (выставки, библиотеки, кинотеатры и др.). Абонементное обслуживание может найти место и других отраслевых группах услуг (в химчистке, прачечных, парикмахерских).  Заказчик оплачивает стоимость  абонемента, которая одинаково  выгодна потребителю и  исполнителю заказа.  Еще одной формой распространенной в последнее время является договорная форма обслуживания. В этом случае потребитель договаривается с определенным работником предприятия сферы обслуживания на конкретный вид услуги. При использовании этой формы обслуживания целесообразно заключить договор между потребителем и работником на выполнение определенных работ и услуг.

 

Потребитель уверен, что услуга будет оказана быстро и качественно, а мастер имеет постоянного заказчика и определенный круг и объем работ. Обслуживание по предварительной записи не является прогрессивным, однако, когда спрос населения на услуги значительно превышает предложение, предварительная запись становится эффективной – дает определенный социально-экономический эффект. Положительным результатом ее внедрения является равномерная загрузка предприятий и ликвидация возникающих очередей среди заказчиков. Создание специального фонда предметов требует и такая форма обслуживания, как обмен неисправных предметов на заранее отремонтированные. В настоящее время она применяется при ремонте часов, автотранспортных средств, в перспективе может получить развитие при ремонте других предметов бытового назначения.

x